Оформляем квартиру в собственность

После окончания строительства дома новосёлов ожидает процедура оформления недвижимости в собственность. Как правильно это сделать?

Право собственности возникает с момента государственной регистрации, поэтому чтобы полноценно распоряжаться приобретёнными квадратными метрами, необходима государственная регистрация права собственности. Только получение налогового вычета по квартире не требует обязательной государственной регистрации права собственности, достаточно подписанного акта приёма-передачи.

Чтобы оформить регистрацию в новом жилье, сделать перепланировку, получить право голоса на собраниях собственников, продать или подарить квартиру, необходимо оформить недвижимость в собственность. Проще говоря, уведомить государство о покупке и зафиксировать права в регистрационных органах. Рассмотрим на примерах, как это происходит.

Покупка без обременений

Мария - купила квартиру в жилом комплексе "Олимпийский" за счёт накоплений. Этот случай самый простой в плане оформления права собственности. После ввода дома в эксплуатацию Мария получила ключи и обратилась в МФЦ Мои Документы.

Ей потребовались: паспорт гражданина РФ, договор долевого участия (договор уступки прав требований), акт приёма-передачи, справка от застройщика об оплате по ДДУ и квитанция, подтверждающая уплату государственной пошлины.

Реквизиты на оплату можно скачать на сайте Росреестра, сумма госпошлины в 2018 году составляет 2000 рублей.

Несколько дольщиков

В случае Марии она была единственным приобретателем недвижимости по договору долевого участия, выделить долю в квартире своей матери она решила уже после оформления права собственности.

В свою очередь, супруги Анна и Игорь, сразу оформили договор на двоих дольщиков, поэтому процесс для них претерпел ряд изменений. Так, вышеупомянутый пакет документов пришлось собирать каждому из них, а госпошлину они оплатили пополам — в случае, когда собственников больше одного, сумма платежа не меняется, она делится на всех поровну. Сдают документы все будущие собственники одновременно.

Квартира в ипотеку

Меняется алгоритм и для тех, кто приобрёл недвижимость в ипотеку, как это сделал, например, Иван. Ему, для того чтобы перейти к процедуре оформления прав собственности потребовались: кредитный договор, технический паспорт, отчёт об оценке и закладная.

Закладная — это документ, который фиксирует факт того, что квартира находится в залоге у банка до момента полного погашения заёмщиком кредитных обязательств.

В ней указывается:

  • описание объекта;
  • данные собственника (заёмщика);
  • метод возврата полученного займа и крайний срок;
  • сумма займа и процентная ставка;
  • платёжные реквизиты для внесения платежей;
  • подпись заёмщика.

«После вручения ключей я обратился к аккредитованному оценщику, получил отчёт. Уже с ним вернулся в банк, чтобы оформить закладную. Сориентироваться, как быть и в каком порядке куда обращаться, признаться, помогла памятка, которую я обнаружил в папке с документацией на квартиру, которую получил от застройщика. Это моё первое приобретение недвижимости и весь процесс для меня был в новинку», — отмечает Иван.

Важно! Если недвижимость приобреталась в браке в общую совместную собственность, в качестве дополнительных документов при регистрации могут потребоваться свидетельство о заключении брака и нотариальное согласие супруга на сделку — как в случае с покупкой без обременений, так и в отношении ипотечного займа.

Материнский капитал

Менеджеру компании Спец. застройщика Дельта поступил вопрос от Валентины: «Мы купили студию в доме 2/1 (стр.) с использованием материнского капитала. Договор долевого участия оформлен на мужа, я в декрете. Как оформить выделение долей детям? Надо ли сначала регистрировать квартиру на мужа?».

Разберёмся вместе — согласно законодательству, жилое помещение, приобретенное с использованием средств материнского капитала должно быть оформлено в общую собственность родителей и детей с определением размера долей по соглашению.

Здесь есть несколько вариантов развития событий. Первый — перед подписанием акта приёма-передачи заключить дополнительное соглашение к ДДУ, включив в договор всю семью и распределив доли каждого, тогда акт приёма-передачи подписывается всеми членами семьи и квартира сразу оформляется в долевую собственность семьи. Второй — муж оформляет квартиру на себя, а потом по договору дарения уступает доли супруге и детям.

Уклонение от регистрации

Уклонение и задержка сроков регистрации права собственности на квартиру в новостройке может иметь определённые последствия для собственников. Для тех, кто приобрёл жильё в ипотеку просрочка регистрации может стать причиной для повышения процента по жилищному кредиту. Чтобы не допустить этого, следует внимательно изучить кредитный договор и обратиться в регистрационные органы до истечения заявленного в нём срока.

Те, кто использовал на покупку материнский капитал, в свою очередь, несут обязательства перед пенсионным фондом. Для корректного завершения сделки по сертификату оформить приобретённое жилое помещение в общую собственность супругов и детей они обязаны в течение шести месяцев после подписания акта о передаче объекта.